Курская областная организация профсоюза
работников народного образования и науки
Российской Федерации
г.Курск, ул.Дзержинского, д.53
тел./факс +7(4712) 54‑87‑92
     

Пресс-служба Профсоюза.                   07.02.2017
 
6 февраля Председатель Общероссийского Профсоюза образования Галина Меркулова приняла участие в прямом эфире программы «ОТРажение» на телеканале «ОТР».
Тема передачи — исполнение майских указов президента в сфере образования, уровень заработной платы и учебная нагрузка школьных учителей, проблемы финансирования школ в регионах.
Запись эфира с Галиной Меркуловой доступна с 34:17 на сайте YouTube.
https://www.youtube.com/watch?v=sAIMF0CrSRo&feature=youtu.be&t=34m17s
Расшифровка интервью:
 
Оксана Галькевич: Итак, друзья, как и обещали буквально несколько минут назад, поговорим сейчас об исполнении Майских указов президента, в частности – о средних заработных платах по региону у наших учителей. Смотрите, дело в том, что Валентина Ивановна Матвиенко попросила разобраться с зарплатами сельских учителей, было это в минувшую пятницу. Поручила она это министру образования. О финансовых проблемах она узнала во время встречи с работниками социальной сферы села.
 
Константин Чуриков: Министр образования и науки Ольга Васильева (она тоже, кстати, участвовала в этой встрече) пообещала связаться с главой Ивановской области Павлом Коньковым – вот именно оттуда приехала учительница малокомплектной школы. По Майским указам президента, губернаторы должны были поднять учителям зарплаты до средних по своим регионам.
И вот на этой неделе, прямо сейчас, сию секунду мы запускаем опрос для рубрики «Реальные цифры». Нам интересна реальная зарплата школьного учителя в разных регионах нашей страны. Если вы школьный учитель, то пишите нам по SMS. Укажите регион, размер зарплаты. Всю неделю будем принимать сообщения с цифрами, ну а в пятницу подведем итоги. SMS-портал: 3443, в начале буквы «ОТР». И это все – бесплатно.
 
Оксана Галькевич: И тоже, может быть, ужаснемся, удивимся, как Валентина Ивановна Матвиенко. На бумаге все гладко, а в жизни вот так, друзья. Так что не стесняйтесь, пишите. Все совершенно бесплатно.
 
Давай представим нашего гостя. В студии у нас – Галина Меркулова, председатель Общероссийского профсоюза образования, заслуженный учитель Российской Федерации. Здравствуйте, Галина Ивановна.
 
Галина Меркулова: Здравствуйте.
 
Константин Чуриков: Здравствуйте.
 
Оксана Галькевич: Галина Ивановна, как вы думаете, а чему больше удивилась Валентина Ивановна Матвиенко – тому, что на самом деле не исполняются Майские указы, или тому, что действительно зарплата такая?
 
Константин Чуриков: Самим цифрам.
 
Галина Меркулова: Я думаю, и тому, и другому, естественно. Вы знаете, если говорить о Майских указах… Вот вы как бы предполагаете: надо узнать, какая средняя зарплата сегодня у учителя. Но мы прекрасно понимаем, что значит средняя заработная плата. Я вам просто покажу пример, в чем особенности и как бы, скажем, иногда некоторая иллюзорность того, что такое средняя заработная плата.
Вас же интересовали учителя? Я специально захватила. Это не последние сведения. Ежеквартально в рамках… Вы, наверное, знаете, что существует такая Российская трехстороння комиссия по урегулированию социально-трудовых отношений, которую курирует Ольга Юрьевна Голодец. И там представлены всегда правительство, профсоюз, работодатели, которые обсуждают. И Минтруд докладывает, как на основании анализа Росстата складывается заработная плата, потому что мы пытаемся это отслеживать. Но это средняя заработная плата. Вот итоги года мы будем подводить в апреле месяце.
Ну, вы представляете себе, что значит – собирать анализ заработной платы. Если бы вы задали мне вопрос лет эдак 10–12 тому назад, я бы вам тотчас же сказала: заработная плата учителя с таким-то стажем, с таким-то образованием такая-то, потому что она должна была быть такой – одинаковой, где бы учитель ни работал. Сегодня ведь этой системы нет. И уже на протяжении более 10 лет даже школам, то есть учреждениям образовательным, ну и регионам… С учетом передачи полномочий с федерального уровня на региональный сегодня субъект несет ответственность и обеспечивает как раз реализацию институционных гарантий, к числу которых относится и заработная плата.
Сегодня ситуация складывается каким образом? На уровне субъекта разрабатываются нормативы. На основе этих нормативов должны перечисляться средства в муниципалитет. И муниципалитет уже распределяет эти средства на заработную плату, в частности по школам.
 
Оксана Галькевич: А нормативы какие? Это профессиональные нормативы или нормативы оплаты? Каким образом они выглядят? Как они сформулированы?
 
Галина Меркулова: Он в стоимостном варианте – сколько нужно обеспечить…
 
Оксана Галькевич: Нагрузка – столько-то часов. Категория…
 
Галина Меркулова: Нет. Сколько стоит один ученик. Вот так я примитивизирую несколько.
 
Оксана Галькевич: Один ученик?
 
Галина Меркулова: Да. Поэтому дальше процедура такая. Средства должны поступать в муниципалитет. Муниципалитет начинает смотреть… А ведь перед всеми поставлена задача – необходимо выполнять указ президента. Но мы прекрасно понимаем, что за последнее время действительно… Когда только был принят указ – вот первый год и даже 2013-й и 2014-й – действительно резко, значительно повысилась заработная плата. Но потом кризисная ситуация – некоторые сокращения финансирования. Я не знаю, почему уж так сильно надо удивляться власти. Если идут вот эти кризисные процессы, то, естественно, они распространяются и на ту ситуацию, которая складывается в субъектах.
 
Константин Чуриков: Извините, Галина Ивановна, вот директор школы какой-нибудь российской, когда подписывает зарплатную ведомость, он думает о том: «Как бы мне сейчас исполнить Майские указы президента?», или он думает о том, как ему свести в рамках бюджета этого учреждения концы с концами – себя при этом, наверное, не обидев?
 
Галина Меркулова: Причем то же самое… А себя не обидит. Уже есть особые правила, так скажем.
 
Константин Чуриков: А какие?
 
Галина Меркулова: Правила есть, есть законодательство. Минтруд принимал такое постановление, что заработная плата руководителя учреждения может быть как бы в размере до 8 раз больше, чем зарплата всего коллектива, включая учебно-вспомогательный персонал. Но на уровне региона эти вопросы коррелируются. Это не значит, что у нас все руководители имеют в 8 раз больше заработную плату. На 10%, на 20%, на 30% и так далее. В каждом субъекте, в каждом районе эти вещи регулируются.
Я к чему еще хотела сказать? В чем сложность сегодня определения средней зарплаты? Она дает не очень объективную картинку по заработной плате. Вот у нас 9 месяцев было, мы подводили к концу года итог. Предположим, у учителя как бы в среднем по России складывается заработная плата – 32 639 рублей. Это Росстат, это были официальные данные.
 
Константин Чуриков: 32 в среднем, да?
 
Галина Меркулова: Да. Но при этом не надо забывать, какая у нас дифференциация в оплате труда.
 
Оксана Галькевич: Так вот в том-то и дело.
 
Галина Меркулова: В 4,6 раза. Я вам объясню сейчас.
 
Оксана Галькевич: Мы-то (низкий поклон нашим учителям) помним, что такое среднее арифметическое, понимаете.
 
Галина Меркулова: Вот послушайте. От 17 тысяч… Вот я прямо специально… 17 тысяч – это самая низкая заработная плата в России из всех тех учительских образовательных учреждений. 17 772 – это Алтайский край, это Дагестан, это Калмыкия, это Марий Эл. И при этом 81 тысяча, даже более – это Чукотский округ, это Ямало-Ненецкий, это Ненецкий. И 66 900 – город Москва. Понимаете как?
 
Оксана Галькевич: Простите, а у вас там нет Иркутской области, которая пишет нам сейчас: «13 500»? Омская область: «9 500».
 
Галина Меркулова: Вы знаете, если бы я знала, что вы мне зададите такие конкретные вопросы… У меня, конечно, все это есть. По каждому субъекту у нас обязательно есть информация, которой мы всегда обмениваемся с Росстатом. Потому что вы понимаете – 100 тысяч учреждений в системе образования. Проанализировать, как складывается в каждой школе и с каждым учителем… С учетом того, что ведь сегодня право дано, и этим пользуются и образовательные учреждения, и органы управления субъектов, у нас в каждом субъекте (а у нас, как вы понимаете, их 85) работает своя система оплаты труда. И в каждом учреждении она может иметь тоже некоторые свои особенности.
Как сегодня заработная плата выплачивается? Должен быть, во-первых, в каждом учреждении, естественно, трудовой договор с работником. В учреждении должно быть обязательно разработано положение об оплате труда для того, чтобы… Каждый учитель должен знать, какова заработная плата. И с ним должно заключаться дополнительное соглашение, в котором должно быть предусмотрено, на какую-то заработную плату он может рассчитывать. И он должен подписать это. Поэтому когда говорят: «Почему так, а почему не так?» – всегда возникает вопрос: почему это произошло? Не могло быть так, что вчера заплатили, как говорят сейчас, «вполне справедливо», вероятно, было 22 тысячи, а сегодня вдруг 14. Значит, этому есть какие-то причины, ведь так просто не бывает.
 
Константин Чуриков: Объяснения-то всегда найдутся. Давайте послушаем звонок. У нас Земфира на линии, из Новосибирска.
 
Галина Меркулова: Давайте, с удовольствием.
 
Константин Чуриков: Земфира, здравствуйте.
 
Зритель: Здравствуйте, здравствуйте. Я звоню, потому что уже не знаю, куда обращаться. Я звоню из Новосибирской области.
 
Галина Меркулова: Из Новосибирской?
 
Константин Чуриков: Новосибирская область.
 
Зритель: Убинский район, село Кожурла. У нас одиннадцатилетняя общеобразовательная школа. Просто у нас директор – друг завроно, они друзья. Я судилась с директором. Теперь он вымещает на мне зло. Я четыре года работаю на полставки. Высшее образование, I категория. Люди у нас работают на полторы ставки, на две ставки.
 
Константин Чуриков: А вам – только половина ставки.
 
Зритель: А?
 
Константин Чуриков: А вам – только половина ставки?
 
Зритель: А мне – полставки. Я получаю 7 тысяч «грязными», а на руки – 6 тысяч.
 
Константин Чуриков: У нас, кстати, минимальный размер оплаты труда составляет больше 7 тысяч.
 
Галина Меркулова: 7 600. Но это, кстати, тоже особый разговор. У нас вряд ли есть время. Я могла бы вам объяснить, что…
 
Константин Чуриков: Нет, объясните данный конкретный случай.
 
Галина Меркулова: В данном конкретном случае как можно объяснить, если человек работает на полставки? У них, видите, внутри школы произошел конфликт, и директор, вот видите, ограничивает возможность работы своего работники.
 
Константин Чуриков: Хорошо, давайте себе представим…
 
Галина Меркулова: Знаете как? Давайте так – запишем этот район. Ведь, в принципе, у нас по всех районах есть наши представительства профсоюзные. И мы постараемся включиться в эту ситуацию и попробовать понять…
 
Оксана Галькевич: Это надо попросить наших администраторов сейчас взять контакты этой женщины, Земфиры, которая нам дозвонилась из Новосибирской области, а мы потом Галине Ивановне передадим.
 
Константин Чуриков: Галина Ивановна, вот давайте представим, что в данном конкретном случае наша зрительница Земфира (она же учительница) получает… то есть работает не на полставки, а на целую ставку. Хорошо, не 7 тысяч рублей в месяц, а 14 тысяч рублей в месяц. Можно ли говорить о том, что в случае Земфиры и с этой школой выполняются Майские указы президента?
 
Галина Меркулова: Очень может быть, потому что, может быть, у них средняя заработная плата по региону – 14 тысяч.
 
Константин Чуриков: Вот так. Интересно…
 
Галина Меркулова: В этом все и дело. В этом-то все и дело.
 
Константин Чуриков: Хитро все придумано.
 
Галина Меркулова: Ведь вы понимаете, все сегодня зависит… Ведь все, что касается заработной платы, так или иначе имеет отношение к финансовому положению субъекта как такового. У нас сегодня все в кабальной зависимости в абсолютном большинстве все субъекты. Вот сейчас федеральный бюджет принимали на предстоящие два-три года. Сейчас предусматривают дополнительные средства для выравнивания бюджетов, ведь они все в кредитах коммерческих под 20% – у нас субъекты.
Почему сегодня сложно ситуация складывается? Сейчас как бы федеральный бюджет предусматривает, дабы облегчить участь субъектов, дать дополнительные кредиты, но уже льготные – под 0,1%. То есть, в общем, как-то пытаются реагировать, понимая, что ситуация сегодня сложная. Я не могу сказать, что сегодня не отслеживает власть. Они проводят селекторы. Они поставили задачу – выполнять. Но в субъекте сложная ситуация, а выполнять надо.
 
Константин Чуриков: Тут еще вопрос…
 
Галина Меркулова: И доложить надо. Вот в чем дело.
 
Константин Чуриков: Тут еще вопрос – кто докладчик? Если губернатор, то все хорошо. А если учитель, то…
 
Галина Меркулова: О чем и речь. Валентина Ивановна, видите, сказала? Они все – «да»! У нас целая история была с эффективным контрактом. Все докладывают, что принят эффективный контракт. Мы проводим профсоюзную проверку – а там надо еще очень серьезно работать и работать. И уж никакие это не эффективные контракты, которые представляются в отчеты.
 
Оксана Галькевич: Но это еще вопрос…
 
Галина Меркулова: И так многие вещи, к сожалению. А идет информация сюда о том… Но, с другой стороны, вот те цифры, которые я вам назвала, – ведь это же Росстат. И все знают об этих уровнях оплаты. Вот то, что я говорю. 17 тысяч в Алтайском крае, еще что-то – это же официальные данные Росстата. И вся власть об этом знаете или, по крайней мере, должна интересоваться этим.
 
Оксана Галькевич: Тут еще вопрос, наверное, фильтров. Не только кто докладчик, но и как вот этих учителей, которые добрались до Матвиенко и что-то ей сообщили, допустить или не допустить. Об этом мы сегодня тоже в конце эфира будем говорить.
 
Галина Меркулова: Вы знаете, ведь тут еще один момент, тут ведь еще один момент. Почему я говорю «средний показатель»? Ведь там получается каким образом? Тут же ведь не написано, что это 32 тысячи – среднее за 18 часов работы учителя. Нет.
 
Константин Чуриков: Важна нагрузка, да.
 
Галина Меркулова: О чем и речь. А есть и интенсификация труда. И когда средние цифры по уровням оплаты… А что за ними? Это полуторная нагрузка, это 30 часов. Это каким образом? Понимаете? Почему мы говорим все время о базовых ставках и окладах?
 
Константин Чуриков: Я думаю, будет правильно…
 
Галина Меркулова: Гарантированная часть должна быть в этом. И сейчас мы пытаемся делать эти шаги.
 
Константин Чуриков: Я думаю, будет правильно, если наших зрителей – именно учителей, педагогов, школьных педагогов – мы попросим указывать не только реальную зарплату, но и еще вашу нагрузку, на какую ставку вы работаете.
 
Галина Меркулова: Обязательно нагрузку. И вообще причины сложившейся ситуации. Почему вдруг – раз! – и меняется ситуация? Кстати говоря, сейчас новая проблема появилась. И мы как профсоюз уже давно этим занимаемся. И я рада, что сейчас… Вот где-то в конце ноября было совещание, проводил Дмитрий Анатольевич, потому что мы с таким предложением тоже выступали. Сейчас начинается блокировка счетов. Вот еще к чему… Тенденция негативная. Невыплаты заработной платы вовремя – вот еще одна проблема. Вот о чем речь.
 
Константин Чуриков: Да, не так давно был случай во Владикавказе…
 
Галина Меркулова: Да. А началось все в Забайкалье и Марий Эл. Мы выносили эти вопросы на рассмотрение Российской трехсторонней комиссии. И вот в ближайшее время мы будем… Мы нашли, в чем проблема, откуда она появилась: долги муниципалитетов перед внебюджетными фондами за коммунальные услуги, за всё. И получается, что у нас в законодательстве для бюджетной сферы не предусмотрена возможность, когда складывается вот такая ситуация с долгами у муниципалитетов, чтобы зарплату-то не задерживали, чтобы зарплата выплачивалась в первую очередь. У нас в Гражданском кодексе для бюджетной сферы этого нет.
 
Оксана Галькевич: Галина Ивановна, у нас звонок есть из Саратова, Ольга дожидается.
 
Галина Меркулова: Да, пожалуйста. Кстати, у них тоже были такие случаи, в Саратове.
 
Константин Чуриков: Ольга, здравствуйте. Мы вас слушаем.
 
Зритель: Алло. Добрый день. Немножечко сейчас вы затронули этот вопрос, что у учителя есть нормативы труда, сколько человек может работать. Вот наши бедные учителя… Я проработала 35 лет в школе. Нам приходится работать на полторы ставки, чтобы прожить. У нас все время говорят «средняя зарплата учителя по стране», но не идет речь о том, что это за 18 часов учитель получает.
 
Галина Меркулова: О чем и речь.
 
Зритель: А он получает эту среднюю несчастную, которая 17 тысяч, за полторы ставки и за две. Вот если бы говорили, сколько учитель получает за 18 часов, то это у всех будет 7–8 тысяч, но ни в коем случае не 15, не 17 и не 40. И поэтому бедные учителя. Нам некогда готовиться как следует к урокам. Мы, по 30 часов проведя, приходим, проверяем тетради, готовимся к урокам. И вот вам результат. И бедные наши учителя, которых кругом хают, говорят, какие плохие у нас учителя. Они просто физически не могут.
 
Константин Чуриков: Они проверяют тетради детей иногда до ночи, да.
 
Галина Меркулова: Знаете, если бы я сама не работала учителем, я бы не понимала проблем этих.
 
Зритель: Я всю жизнь проработала. Это были бессонные ночи. Но самое главное, что обидно… Не надо говорить «средняя зарплата по стране учителя». Надо говорить, что учитель у нас за 18 часов получает столько, что прожить просто невозможно.
 
Константин Чуриков: Да, спасибо, Ольга.
 
Оксана Галькевич: Спасибо вам.
 
Константин Чуриков: Кстати говоря, любопытное сообщение из Иркутской области, нам пишет зритель: «В списке вакансий по Усольскому району педагог-психолог, указана зарплата – 7 774 рубля, уборщик помещений – 7 774 рубля, учитель-логопед – 7 894 рубля». У нас так все через запятую: уборщик, учитель…
 
Галина Меркулова: Да.
 
Оксана Галькевич: Сергея из Кировской области давайте тоже послушаем. Сергей, здравствуйте.
 
Зритель: Здравствуйте.
 
Константин Чуриков: Добрый вечер.
 
Зритель: Добрый вечер.
 
Константин Чуриков: Да, слушаем вас. Что скажете?
 
Зритель: Я вашу передачу смотрю не первый раз уже. Правда, дозвонился, наверное, с двадцатого раза. Ну, я тоже хочу присоединиться и сказать, какая зарплата в Кировской области, в частности в нашей школе.
 
Константин Чуриков: Ну, давайте.
 
Зритель: Стаж у меня 37 лет уже. Работаю учителем физкультуры. Нагрузка – 26 часов. И плюс доплаты, какие есть. 13 тысяч – зарплата.
 
Константин Чуриков: За 26 часов – 13 тысяч.
 
Оксана Галькевич: 13 тысяч.
 
Зритель: 26 часов в неделю.
 
Константин Чуриков: Так, а у нас, значит, норматив – это 18, да?
 
Зритель: 18 часов в неделю.
 
Константин Чуриков: А вот если бы вы 18 часов работали, сколько бы вы получали?
 
Зритель: Ну, сколько у нас там? Тысяч шесть или семь.
 
Константин Чуриков: В общем, смешно сказать, да, я понял.
 
Галина Меркулова: Мне интересно, что написано в договоре.
 
Константин Чуриков: Сергей, скажите…
 
Оксана Галькевич: Спасибо.
 
Константин Чуриков: Секунду, еще вопрос! Наверняка, я думаю, вот эти цифры удивляют не только вас, но и ваших коллег. Вы каким-то образом задавали вопрос руководству школу? И если да, то что вам в ответ говорилось?
 
Зритель: Да, задавали, естественно, вопросы. Районная школа. А сельские школы больше получают, потому что там доплата 25%, по-моему, для сельской школы. А у нас как городская считается, и мы постоянно… При больше нагрузке зарплата меньше у нас. В Северном образовательном округе в Кировской области самая низкая зарплата в нашей школе.
 
Константин Чуриков: Спасибо, Сергей, за такое чистосердечное признание, что называется. А как это вообще объяснить? То есть в сельской школе больше…
 
Галина Меркулова: 50 тысяч школ, и в каждой школе какие-то вариации и особенности проявляются. Говорить о том, чтобы сейчас собрать информацию с 50 тысяч школ… Ведь понимаете, что сейчас происходит? Это ведь еще одна тема. Это МРОТ. Вот вы чуть-чуть сказали о МРОТ. В чем опять сложность? Против чего мы категорически возражаем? Вот сейчас только написали в очередной раз письмо и в Верховный Суд, и сейчас будем писать в Конституционный. Раньше была зарплата МРОТ – это значит, что меньше, чем того уровня, который устанавливался у нас по закону, никакого оклада быть не могло. Практически, если бы осталось то правило, то сегодня бы у нас меньше 7 600 ни у какой уборщицы быть не могло, допустим, а уж у учителя – тем более. С этого бы все начиналось. Сейчас этого нет. Сегодня в эти 7 600 входят и надбавки. И зарплата может быть, несмотря на… Оклад может быть 5 тысяч, 6 тысяч. А там классное руководство, а там еще что-то – он набирает эти 7 600. А потом еще…
 
Оксана Галькевич: За вредность и так далее.
 
Галина Меркулова: И всё. И это считается нормальным.
 
Оксана Галькевич: Галина Ивановна, не понятен государственный подход, так скажем. Какое видение у государства вот именно на работу учителей? Я не могу понять, вот как нам развивать образование и как нам готовить поколение. Ну вот, смотрите, есть школы сельские, а есть школы городские. Как нам страну-то осваивать? Понимаете? Нам люди пишут: «Нам что, все бросить и поехать в Москву на московские зарплаты, пытаться там как-то трудоустраиваться?» А кто тогда будет жить и преподавать на Дальнем Востоке, в Сибири, в каких-то сельских школах действительно по всей стране? Страна-то огромная! Вот государственный подход мне не понятен.
 
Галина Меркулова: Ну, видите как? Я к чему хочу сказать? Был принят указ… Я еще раз возвращаюсь к нему. 2012–2013 год – были действительно шаги, которые значительно повысили зарплату, по некоторым категориям в регионах даже в два раза была повышена. Потом все застопорилось. Кризис, внешние обстоятельства, денег нет в бюджете, средств в регионах нет, в муниципалитетах тоже нет, блокируются счета – сокращается заработная плата.
Но самое главное, что, понимаете, у нас не всегда есть реакция на эти сигналы. То есть, в принципе, как только сигнал возникает у нас через профсоюзную организацию, районную в субъекте, есть возможность разбираться вот в таких конкретных ситуациях. Это не улучшит ситуацию, зарплата в два раза не увеличится, но, по крайней мере, вот по таким фактам мы всегда можем разобраться. Мы проводим и проверки, и вместе с Рострудом, и вот эти нарушения пытаемся как бы снять, снивелировать вот эту остроту таких ситуаций, которые сегодня…
 
Константин Чуриков: Извините, а как снять? Вы говорите, что не удается поднять зарплаты, но каким-то образом…
 
Галина Меркулова: Это разные же вещи. Что значит «поднять зарплату»? У нас сегодня вообще как таковой… Вы понимаете, что у нас…
 
Константин Чуриков: Нет, давайте прямо говорить, открыто называть вещи своими именами.
 
Галина Меркулова: Подождите. Я абсолютно… я везде говорю прямо. Вы поймите, сегодня поставлен ориентир – заработная плата учителя должна быть на уровне средней заработной платы, складывающейся в регионе. Всё! Это главный посыл, который сейчас стоит перед любым регионом.
 
Константин Чуриков: Ну, вот хотя бы так решить вопрос удается?
 
Галина Меркулова: Да. Ну а как же? Удается. Анализ такой: где-то на 5% выше, где-то на 3% ниже в 85 субъектах по разным категориям работников. А вот эти ситуации – это конкретные ситуации по каждому региону. Вот в чем еще дело.
 
Оксана Галькевич: Галина Ивановна… Мы продолжим еще, уважаемые друзья, разговор о зарплатах учителей. Еще раз напоминаем – стартует сегодня опрос. Присылайте, пожалуйста, вашу зарплату, вашу нагрузку, город и регион, где вы живете. В пятницу будем подводить итоги в рамках нашей рубрики «Реальные цифры». Ну а сейчас время наше, к сожалению, истекло. Это прямой эфир. Представим еще раз нашу гостью – Галина Меркулова была у нас в студии, председатель Общероссийского профсоюза образования, заслуженный учитель Российской Федерации. Говорили о зарплатах учителей и об исполнении Майских указов президента. Спасибо.
 
Галина Меркулова: Ну, пожалуй, только начали, я так думаю.
 
Константин Чуриков: Только начали, всю неделю будем…
 
Оксана Галькевич: Полчаса.
 
Константин Чуриков: Через 3 минуты программа «ОТРажение» вернется к вам снова.
 
Галина Меркулова: Хорошо. Спасибо большое.

Заказать обратный звонок