Какие новые оценки появятся в школьном аттестате? Почему такая большая разница в окладах и зарплатах учителей? Готовы ли ученики к обязательному ЕГЭ по английскому? Когда ждать сокращения федерального перечня учебников? «Деловой завтрак», который прошел с министром просвещения Ольгой Васильевой в «Российской газете», побил все рекорды по количеству поступивших в редакцию вопросов. Ольга Юрьевна отвечала предельно откровенно на все, даже самые острые и «неудобные».
Ольга Юрьевна, вопрос от читателя из Мордовии: «В регионе оклад учителя за 18 уроков в неделю — всего 3,6 тысячи рублей. А средняя зарплата со всеми надбавками — 24,4 тысячи. Почему такая большая разница?»
Ольга Васильева: Мы сейчас боремся за то, чтобы 70 процентов фонда оплаты труда учителей гарантированно уходило на оклады за одну ставку, то есть за 18 уроков в неделю. И только 30 процентов должно выделяться на различные надбавки. Такие рекомендации регионы получают каждый год. Но проблема в том, что субъекты и муниципалитеты сами решают, как начислять оклады, надбавки и стимулирующие выплаты. Далеко не все эту пропорцию — «70 на 30» — соблюдают. Порой средняя по региону зарплата появляется в отчетах губернаторов только за счет того, что педагоги берут дополнительную нагрузку, работают на 1,5 ставки и больше.
Как выходить из ситуации? Благодаря Татьяне Алексеевне Голиковой сейчас разрабатываются поправки в Трудовой кодекс. Они позволят ввести единую модель, по которой будет формироваться структура оплаты труда, позволят прописать базовые гарантии на федеральном уровне. И мы очень надеемся, что после медиков по такой регионально-отраслевой системе пойдем и мы с учителями.
Официальная статистика: в школах открыты вакансии для 11-12 тысяч педагогов. Но многие из них совмещают предметы, берут двойную нагрузку. С учетом этого сколько реально учителей нам сегодня не хватает?
Ольга Васильева: В школах работает примерно 1,5 миллиона педагогов. По моим оценкам, не хватает еще процентов десять. Особенно нужны учителя иностранного языка, математики, информатики, физики. Все чаще в эту статистику попадают учителя начальных классов.
Если говорить по регионам, то там, где губернаторы действительно «болеют» за образование, таких проблем нет. Зато есть дополнительные выплаты молодым учителям, есть подъемные, есть служебные квартиры и зарплаты… Ульяновская, Белгородская, Московская, Курская, Липецкая области, Хабаровский край, Москва, Санкт-Петербург… Я могу продолжать этот список.
Еще один факт — у нас почти треть всех учителей — пенсионеры. Притом, что на бюджетные места ежегодно поступает 60-70 тысяч будущих педагогов. До школы потом доходит меньше половины из них. Почему не идут? Боятся работать с детьми, боятся ответственности и нагрузки. Поэтому сейчас педагогические вузы меняют отношение к практике — ее будет больше, она будет начинаться раньше. И мы очень надеемся на то, что в школах появятся наставники для молодых специалистов: старшие и ведущие учителя. Кроме того, мы предложили минобрнауки выделить 88 тысяч бюджетных мест в вузах на направление «образование и педагогические науки». Это планируемые контрольные цифры приема на 2021/22 учебный год.
«Российская газета» уже несколько месяцев ищет педагога в маленькое алтайское село Большая Тихая. Как помочь школе и двум ребятишкам, которые ждут своего первого учителя?
Ольга Васильева: В этом селе живут всего 79 человек. Мы обсуждали ситуацию с губернатором. Очень надеемся на проект «Земский учитель». Педагоги, которые приедут на работу в малые города и села, получат миллион рублей. А на Дальнем Востоке — два миллиона.
Вопрос из Курска: «Когда учителей избавят от бумажной волокиты, бесконечных и бессмысленных отчетов?»
Ольга Васильева: Мы определили четыре документа, которые должны быть: рабочая программа по предмету, календарно-тематический план, электронный журнал, электронный дневник. Все. Любые другие бумаги — о субботниках, прививках, партах и тому подобное — не должны быть заботой учителя.
Мы опять же отправляем такие рекомендации в регионы каждый год. И видим, что они не выполняются. Поэтому сейчас работаем над поправками в ФЗ «Об образовании в РФ», которые закрепят правило «четыре документа для учителя» законодательно.
Кроме того, немного облегчить жизнь педагогам должны новые школьные стандарты (ФГОС). По сравнению с действующей версией они позволят снизить нагрузку по отчетности более чем на 30 процентов.
Стандарты должны заработать на полную катушку уже в 2021 году. Как они изменят школьную программу?
Ольга Васильева: Работа над обновленными Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) шла более полутора лет. И к концу января мы планируем ее закончить. Главное отличие от прошлой версии — мы прописали содержание по каждому предмету. Раскрыли подробно: что и в каком классе нужно дать ученику. Правила, темы, навыки… Но объем основного содержания предметов не изменился — с ним школа и так работает на протяжении многих лет.
Что мы добавили? То, без чего в современном мире уже нельзя. Например, ОБЖ: появились модули про безопасность на транспорте и в информационном пространстве. Технология. Здесь отдельный модуль про робототехнику, конструирование моделей и программирование. Информатика: соблюдать сетевой этикет, обеспечивать личную безопасность при общении в соцсетях. Зафиксированы изучаемые языки программирования. Это позволит в ближайшей перспективе перейти к компьютерной форме ЕГЭ.
Школы ждут «Земского учителя».
Министерство просвещения запустило Всероссийский информационный портал «Земский учитель». Он позволит педагогам, которые решат приехать на работу в малые города и села (с населением до 50 тысяч человек), получить миллион рублей. А на Дальнем Востоке — два миллиона.
Все, что нужно, — зайти на сайт, зарегистрироваться и подыскать подходящую вакансию: здесь их полный банк по всем регионам. Открываем, к примеру, Московскую область. В поселке Пирогово в среднюю школу № 19 (округ Мытищи) требуется учитель начальных классов. Нагрузка — 18 часов в неделю. Образование — среднее профессиональное. Можно без опыта работы. Требования: компетентность, пунктуальность.
Есть среди вакансий и «старая знакомая»: Алтайский край, Солонешенский район, село Большая Тихая, ул. Советская 6. Требуется учитель начальных классов. Нагрузка — 36 часов в неделю. Опыт работы необязателен. Образование — среднее или высшее профессиональное. Про это село — про местную, хорошо отремонтированную школу, про двух малышей, которые очень ждут своего первого учителя, «Российская газета» писала уже не раз. Но учитель так пока и не нашелся.
Как рассказали «РГ» в министерстве просвещения, портал «Земский учитель» функционирует по принципу «одного окна»: здесь регистрируются потенциальные кандидаты со всей России, выбирают вакансию в любом регионе и подают на нее заявку. Затем среди всех желающих заполучить работу проводится конкурсный отбор. И если вдруг учитель из Владивостока захочет переехать в Калининградскую область — почему бы и нет: здесь нужны и математики, и русисты, и учителя физики, английского языка…
Есть обязательное условие. Это дальнейшая работа в школе не менее пяти лет с учетом нагрузки не менее 18 часов, подчеркнули в ведомстве. Подать заявки могут учителя, отвечающие квалификационным требованиям и профессиональным стандартам. Рекомендуемый срок приема заявок — до 15 апреля. Победителей отберут на основе экспертной оценки предоставленных документов. Планируется, что участие в программе «Земский учитель» примут около 4,5 тысячи учителей. В 2020 году единовременные выплаты получат более 1,8 тыс. человек, в 2021 году — более 1,3 тыс., в 2022 году — более 1,2 тыс.